Крестный ход из монастыря на святой источник Божией Матери Колочской

Описание

Лотошинские Благочиние. Успенский Колоцкий женский монастырь

22 июля множество людей из разных концов России, Московской области и даже стран СНГ приезжают поклониться святому образу Колочской иконы Божией Матери.

В 1413 году, в местечке Колоче произошло важное событие, отмеченное в некоторых летописях XV–XVII веков. «От Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Димитриевича (сына св. Димитрия Донского)… явися знамение в Колочи». Один бедный поселянин Лука «на некоем древе в некоем месте обрете икону Пречистыя Богородицы, держащу на руку Младенец Господа нашего Иисуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы Чудотворца, а з другую Илии Пророка». Лука с благоговением взял икону и принес в дом свой. В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный, лежавший в доме Луки. «Он приложил чело и очи и устне ко святей иконе Божия Матери и в той час воста весь здрав, яко ж никогда же болев». Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные, и они исцелялись. Лука пошел с иконою в Можайск. К нему навстречу крестным ходом вышел князь Андрей Димитриевич с духовенством и боярами и весь град от великих и до малых. При этом совершились многие знамения и чудеса от иконы Божией Матери.

Явление Колочской иконы Божией Матери и связанная с ней судьба Луки были отмечены не только в летописях, но и в «Повести о Луке Колочском». Для русского православного общества событие имело великий смысл, поскольку чудотворная Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей в то время начало своего возвышения. В одной из грамот 1547 года говорится, что на соборе, который был созван при митрополите Макарии, было утверждено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери. Согласно Степенной книге царского родословия в монастыре издревле был установлен обычай празднования Колочской иконе Божией Матери 9/22 июля.

Устное предание говорит, что на месте явления чудотворного образа забил целебный источник, к нему каждый раз в день праздника совершался крестный ход. Эта традиция сохраняется и поныне.

После праздничного богослужения в престольный праздник проходит традиционный крестный ход к источнику, где служится молебен Божией Матери.